В каком возрасте ставят диагноз аутизм ребенку
Аутизм у детей: признаки, симптомы
Одним из базовых расстройств аутистического спектра (РАС) является детский аутизм. По статистике он выявляется у 0,5% детей, в соотношении 1:4 между девочками и мальчиками. Определить весь спектр нарушений, поставить диагноз может только квалифицированный врач. В ФГБУ «Детский медицинский центр» с детьми и их родителями работают опытные психиатры, психологи, психотерапевты. Наши специалисты помогут определить и скорректировать возможные отклонения в формировании интеллектуальной сферы ребенка.
Что такое аутизм
Аутическое расстройство характеризуется полным погружением человека в собственный мир, «запертостью» в себе, отрывом от реальности. Аутизм — это расстройство, выраженное в коммуникативных проблемах, затруднениях с невербальным общением и выражением эмоций, дефиците воображения и социального взаимодействия. У детей с аутизмом нарушено восприятие внешних (сенсорных, слуховых, зрительных) стимулов. Их мозг не может соединить воедино, проанализировать и отреагировать на все сразу — то, что он слышит, чувствует, видит. Из-за отклонений восприятия дети практически не замечают одни очевидные явления, но обостренно реагируют на другие.
В каком возрасте можно определить аутизм
Многое зависит от степени проявления расстройства аутистического спектра. Большинство клинических случаев диагностируются в возрасте от 2,5 до 3 лет. У некоторых детей очевидные признаки можно заметить уже к двум годам. В позднем дошкольном возрасте (5-6 лет) симптомы аутизма выражены достаточно ярко. Такие дети нуждаются в помощи профильных медицинских специалистов.
Своевременная коррекция нарушений поможет ребенку лучше учиться в школе, наладить коммуникацию со сверстниками, повысить качество повседневной жизни.
Общие симптомы детского аутизма
Из-за нарушения восприятия у детей с аутизмом возникают проблемы в коммуникативной и социальной сфере, формируется своеобразное поведение и отношение к миру. К наиболее частым проявлениям РАС относятся:
- Замкнутость, обособленность. Общению или игре дети предпочитают одиночество. Нежелание коммуницировать, знакомиться с другими детьми или взрослыми. Неспособность удерживать зрительный контакт «глаза в глаза». Во время диалога не смотрят на собеседника. Страх, неприязнь тактильного контакта. Аутичный ребенок раздражается, плачет, когда его берут за руку, обнимают. Неумение объяснить свои потребности, желания. Истерики от того, что взрослые не понимают, что ему нужно. Сложности с освоением простейших социально-бытовых навыков. Ребенок трудно обучается использовать столовые приборы, самостоятельно есть, одеваться, проситься в туалет. Слабая эмоциональность, схожая с ангедонией. Дети не выражают радости, редко улыбаются и смеются, не стремятся узнавать что-то новое. Моторные нарушения — стереотипные, монотонные движения телом, головой, длительное пребывание в статичной позе, «отсутствующий» взгляд. Острая реакция на любые перемены (перестановку вещей, смену маршрута, освещения, рациона, режима дня). Отсутствие инстинкта самосохранения. Ребенок не понимает опасности автострады, высоты и т. д. Выборочная деятельность. Предпочитает играть только в «свои» игры, вместо игрушек использует бытовые предметы, посуду, камушки, палочки, другие не предназначенные для игр вещи. Отсутствие понимания разницы между живыми и неживыми объектами. Задержка речевого развития. Поздно начинают говорить, не понимают и от этого игнорируют местоимения «я», «мой», «твой». О себе говорят в третьем лице. Вспышки агрессии и аутоагресии.
Вследствие функционального расстройства нервной системы, у детей с аутизмом может присутствовать синдром пирамидной недостаточности (нарушении походки, хождение на полупальцах, дрожании подбородка). К неспецифическим симптомам относятся нарушение пищеварения, гиповитаминоз витаминов группы В.
Признаки РАС у грудничков до года
Первые «звоночки» появляются в возрасте 6-8 месяцев. В число ранних признаков входят:
- Слабые или слишком интенсивные реакции на внезапные звуки (без нарушений слуха). Малыш хорошо слышит, но не вздрагивает, не обращает внимания на резкий громкий хлопок. Или, напротив, начинает плакать от каждого негромкого стука. Проблемы с тактильным контактом. Когда младенца берут на руки, он не прижимается, а настороженно замирает, вытягивается «в струнку». Либо, наоборот, чрезмерно расслабляется, повисая на руках. Слабый зрительный контакт. Малыш не может сфокусировать и удержать взгляд на глазах мамы. Смотрит не в глаза, а как бы сквозь человека, слишком быстро отводит взгляд. Отсутствие отклика (поворота головы, улыбки) на свое имя. Нежелание контактировать, быть взятым на руки. Грудничок не реагирует, когда над ним склоняется мама (папа, бабушка), не тянется к рукам, не проявляет эмоций при появлении чужих (новых) взрослых. Сложное восприятие матери. Малыш не может без нее ни минуты, либо не замечает ее отсутствия.
Аутичные младенцы тревожатся без причины, плохо засыпают, склонны к внезапным истерикам.
Признаки РАС у малышей до 2 лет
Для детей с аутизмом в возрасте от 1 до 2 лет характерны такие симптомы:
- Стереотипия. В медицине означает бессмысленное повторение одних и тех же движений. Например, раскачивание тела из стороны в сторону, махи руками, качание головой. Замедленное или ускоренное перемещение. Малыш ходит очень медленно или, наоборот, все время только бегает. Отсутствие коммуникации, неспособность сосредоточится на диалоге, эхолалия (неосознанное, автоматическое повторение одного и того же слова, чаще всего, услышанного последним). Проблемы с речью. Говорит на «своем языке», не употребляет личные местоимения, речь монотонная, без смены интонаций. Патологическое упрямство. Ребенок истерит пока не получит то, что требует. Своеобразные игры, «уход в себя». Он сам придумывает сою игру, понятную только ему, а когда играет «не слышит и не видит» ничего вокруг.
Психоневрологические особенности редко сопровождается задержкой физического развития, осложненными соматическими заболеваниями.
Проявления РАС у детей 3-4 лет
По мере прогрессирования нарушений, симптомы усиливаются:
- Отсутствие необходимости в коммуникации. Малыш практически не замечает окружающих, проявляет к ним внимание только если нуждается в них (он проголодался, замерз, ему больно). Длительные монотонные действия. Может часами с «отсутствующим взглядом» складывать игрушки в ряд, крутить колесико, катать на одном месте маленький мячик. Неадекватные реакции. Если прервать его монотонные действия, начинает сильно плакать, может ударить, укусить. Проблемы в общении. Не разговаривает (плохо разговаривает), не задает вопросов, не поддерживает диалог, сторонится взрослых, убегает от сверстников. Нарушение сна. Ребенок плохо засыпает, постоянно просыпается ночью с криками, долго успокаивается.
Аутист не способен сосредоточится выполнении простого поручения, внимательно слушать сказку, смотреть мультики. Во время игр придерживается определенного (известного только ему) ритуала.
Причины аутизма
Однозначные причины заболевания медицина пока назвать не может. Ученым известны только некоторые факторы, ответственные за возможное развитие аутичных изменений. Основными являются:
- Неблагополучная наследственность. У больных детей есть прямые и дальние родственники, страдающие РАС, а также отдельными психоневрологическими нарушениями — проблемами с коммуникацией, речевыми расстройствами, недостаточностью интеллекта, навязчивым поведением. Кроме того, доказан факт влияния других генетических дефектов, не связанных напрямую с поражением ЦНС (например, синдром ломкой Х-хромосомы, фенилкетонурия). Тератогенное действие на формирование ЦНС. Факторами риска ученые называют вирусные внутриутробные инфекции, никотиновую (алкогольную, наркотическую) зависимость матери, родовые травмы головы, кислородное голодание плода.
Выдвинутая в 90-е гг. теория о возможной связи РАС с плановой вакцинаций детей, ныне опровергнута.
Аутистические черты или аутизм, в чём разница?
Аутические черты представляют собой набор поведенческих и когнитивных особенностей, которые могут проявляться у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Эти черты могут варьироваться в зависимости от степени выраженности и включать в себя как легкие, так и более серьезные симптомы.
Основные черты аутизма включают сложности в социальной коммуникации, ограниченные интересы и повторяющиеся действия. Аутическое поведение часто характеризуется трудностями в установлении зрительного контакта, ограниченной мимикой и жестами, а также затруднениями в понимании и выражении эмоций. Люди с аутистическими чертами могут испытывать трудности в создании и поддержании дружеских отношений, предпочитать одиночество и демонстрировать необычные реакции на сенсорные стимулы, такие как звуки, запахи или текстуры.
Аутичное поведение может проявляться в виде стереотипных движений, таких как махание руками или раскачивание, а также в виде ритуалов и строгого соблюдения распорядка дня. Эти особенности могут быть особенно заметны у детей, у которых аутистические черты часто становятся очевидными в раннем возрасте. Родители и педагоги могут обратить внимание на задержку в развитии речи, отсутствие интереса к совместным играм и трудности в адаптации к изменениям.
Важно отметить, что наличие аутистических черт не всегда означает наличие диагноза РАС. Некоторые люди могут демонстрировать отдельные аутистические черты без наличия полного спектра симптомов. Ранняя диагностика и вмешательство могут существенно улучшить качество жизни людей с аутистическими чертами, помогая им адаптироваться и развиваться в обществе.
Методы диагностики
Диагноз базируется на жалобах родителей, результатах наблюдения за ребенком, данных тестирования. В комплексную диагностику входят:
- Проверка навыков общения, самостоятельности, речевого развития по Графику диагностического наблюдения (ADOS); Оценка познавательной и эмоциональной сферы по рейтинговой Шкале оценки детского аутизма (CARS); Психологические опросники для родителей или опекунов — Модифицированный скрининговый тест (M-CHAT) и Пересмотренное интервью по диагностике аутизма (ADI-R).
Рекомендуется пройти проверку слуха, зрения, генетическое тестирование на наследственный фактор аутизма.
Лечение детского аутизма
Схема лечения составляется персонально, с учетом особенностей нарушений, возраста ребенка. В план терапии входит коррекция поведения, социализация, развитие речи и когнитивных функций, формирование навыком коммуникации, самообслуживания. В лечении РАС применяют методы психотерапии (арт-терапию, игротерапию и т. д.).
Записаться на консультацию к профильным специалистам ФГБУ «Детский медицинский центр» можно по телефону и на сайте.
Обнаружили симптомы данного заболевания? Звоните!
Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.
Https://uobmr. ru/services/recomendations/51892/
Https://probolezny. ru/detskij-autizm/
Https://www. kdpmc. ru/zabolevaniya/autizm-u-detej/