С какого возраста ставится диагноз дизартрия
Дизартрия у детей в 2-4 года: что это, признаки и лечение
Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.
О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:
- ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке; ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения; для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен; очень быстро устает, его нельзя назвать активным; нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан. голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте; темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать; практически все звуки произносит неправильно; почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом; плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве; навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.
Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока. У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить. К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.
Тест — проверьте, все ли в порядке с вашим малышом
Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.
Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.
- Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами. Покажите язык и спрячьте его. Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд. Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами. Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку. Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.
Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.
Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.
Виды и степени дизартрии
Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.
- Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно. Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей. Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга. Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие. Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.
Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.
- Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед. При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна. Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу. При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.
Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:
- логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; упражнения на формирование речевого дыхания; упражнения для мелкой моторики; общее укрепление нервной системы.
Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома при дизартрии. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.
Дата публикации: 17.02.2020. Последнее изменение: 24.08.2023.
Дизартрия у ребёнка-дошкольника: случай успешной диагностики и лечения
Маму беспокоила нечёткость речи у ребёнка, в том числе неправильное произношение звука «р» и шипящих.
Особенно речь становилась непонятной, когда мальчик торопился что-то рассказать, поделиться чем-то, что его очень заинтересовало. Когда он говорил медленно, произношение немного улучшалось.
Анамнез
Дефекты речи были у мальчика с раннего возраста, его многие не понимали, но не считали это отклонением. Мама понимала практически всё, что говорил ребёнок, поэтому тоже не придавала сильного значения произношению.
На проблемы с речью обратила внимание логопед, которая занималась с мальчиком. Именно она посоветовала маме обратиться к неврологу, чтобы точно оценить проблему и пройти лечение.
Беременность у матери протекала без особенностей. Мальчик родился в срок от самопроизвольных родов, закричал сразу. Однако в родах была гипоксия плода (кислородное голодание).
Послеродовый период протекал без осложнений. Маму с ребёнком выписали в срок. Двигательно мальчик развивался в соответствии с возрастом, но речевое развитие проходило с задержкой: отдельные слова начал произносить с 1 года 4 месяцев, простые фразы — с 2 лет 5 месяцев, сложные фразы — с 3 лет и 6 месяцев.
Отдельно можно выделить неблагополучный семейный анамнез по задержке речевого развития: папа мальчика начал говорить отдельные слова только в 4 года.
Обследование
- неправильное произношение отдельных звуков; замена одних звуков другими; напряжение мышц лица, сжатые губы; повышенное слюноотделение; очень высокий голос.
Психическое развитие ребёнка соответствовало его возрасту. Навыки опрятности и самообслуживания тоже сформированы по возрасту. Ребёнок охотно шёл на контакт, выполнял задания чётко, иногда в игровой манере. Уверенно считал до 10, знал схему тела и различал правую и левую стороны. Однако внимание было рассеяно, отмечалась быстрая истощаемость, также выявлена моторная неловкость. В остальном неврологический статус был без отклонений от возрастной нормы.
Мальчику провели УЗИ сосудов головы и не выявили никаких в рождённых аномалий развития сосудов и асимметрии кровотока.
В общем анализе крови наблюдался незначительный лимфоцитоз (повышенный уровень лимфоцитов) и нейтропения (сниженный уровень нейтрофилов). Остальные показатели соответствовали возрасту.
По заключению офтальмолога, признаков внутричерепной гипертензии и спазма сосудов на глазном дне у ребёнка не было.
Диагноз
Лечение
- ноотропные препараты курсами дважды по 1 месяцу, дозировку подбирали по весу ребёнка; логопедический массаж (10 процедур), через 6 месяцев — массаж воротниковой зоны и обеих кистей (10 процедур); занятия с логопедом на постоянной основе; упражнения для развития мелкой моторики и дыхательные упражнения.
В ходе лечения проводилось динамическое наблюдение: оценивали, как протекает заболевание и как ребёнок переносит лечение.
Через 4 месяца мальчик стал чётче произносить звуки, также у ребёнка нормализовался тонус мышц лица и улучшилась концентрация внимания во время учебных занятий с логопедом и дома с родителями.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что при нарушении произношения не всегда стоит ждать, когда речевые навыки сами собой придут к возрастной норме. Нарушения речи не просто мешают общаться с ребёнком и понимать его, но и могут спровоцировать у него раздражительность, задержку темпов речевого и психического развития.
Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.
Https://www. defectologiya. pro/zhurnal/kak_opredelit_dizartriyu/
Http://karkusha. su/priznaki-i-simptomyi-dizartrii-u-detey-2-4-goda/
Https://probolezny. ru/dizartriya/case-1681/
Https://govorysha. ru/blog/dizartriya-u-detey-s-normalnym-razvitiem
Https://www. krasotaimedicina. ru/diseases/speech-disorder/dysarthria