Здоровье Диагнозы Постоянная забывчивость подростка какой диагноз

Постоянная забывчивость подростка какой диагноз

Постоянная забывчивость подростка какой диагноз

Когнитивные нарушения у детей

Когнитивные функции являются наиболее сложными функциями головного мозга человека. К ним относятся логическое мышление, планирование, память, речь, воображение, внимание, счет, ориентация, способность к пониманию эмоций других людей.

Расстройства когнитивных функций влияют на способность головного мозга обрабатывать полученную информацию или логически мыслить.

По статистике различные нарушения когнитивных функций встречаются не менее чем у 20% детей и подростков. Распространенность расстройств речи и языковых функций, включая нарушения чтения и письма, выявляется у 5–20% детей.

Нарушение когнитивной деятельности ведет к трудностям в обучении, девиантному поведению, психоэмоциональным нарушениям и, как следствие, социальной дезадаптации.

Определение

Когнитивные нарушения у детей — это группа расстройств, основным проявлением которых является снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нарушение мышления, ослабление интеллектуальных способностей. Они вызывают трудности с обучением, запоминанием новой информации, социальной адаптацией и поведением.

Распространенные когнитивные расстройства у детей включают дислексию (расстройство навыков чтения), дисграфию (неспособность к письму), расстройства речи, нарушение исполнительных функций и др.

Нарушения когнитивных функций у детей могут проявляться по-разному, в зависимости от тяжести расстройства и конкретного диагноза. Некоторые из них имеют явные физические признаки (например, при синдроме Дауна), другие могут быть скрытыми и требуют тщательной диагностики (например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы

Когнитивные нарушения могут влиять на все аспекты обучения детей: от понимания письменного материала до запоминания фактов и цифр. Родителям следует обращать внимание на следующие симптомы когнитивных нарушений у детей:

    Задержка моторного развития (малыш начал поздно ползать или сидеть, плохо ходит и т. д.). Недостаточное развитие моторики (удержание в руке погремушки, бутылочки и других предметов). Нарушение речевых функций (ребенок долго не говорит, не хочет повторять слова за родителями). Неспособность к пониманию и усвоению учебного материала (ученику трудно понять материал или устные инструкции) Проблемы с запоминанием информации (ребенку сложно выучить стихотворение, запомнить расписание уроков и т. д.). Сложности с решением проблем (нарушение логического мышления, способности быстро обрабатывать полученную информацию и принимать решения). Дефицит внимания, гиперактивность (повышенная отвлекаемость, неусидчивость). Трудности в установлении контакта, социальном взаимодействии и распознавании эмоций других людей. Проблемы с ориентацией в пространстве (трудности с определением местоположения, маршрута следования и т. д.).

Тяжелые когнитивные расстройства у детей и подростков сопровождаются полной либо частичной утратой навыков самообслуживания.

Причины

В основе патогенеза нарушений когнитивного развития у детей лежит влияние различных неблагоприятных факторов (медицинских, генетических, психосоциальных и др.). Они приводят к повреждению головного мозга или мешают его нормальному развитию.

К основным причинам когнитивных нарушений у детей относятся:

    Генетическая предрасположенность к когнитивным расстройствам, наследственные заболевания (синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром Мартина — Белла и др.). Неблагоприятное течение беременности у матери (недостаточное питание, употребление алкоголя, курение, отравление вредными веществами, преэклампсия, применение запрещенных лекарственных препаратов, заражение во время беременности краснухой, цитомегаловирусом, токсоплазмозом, вирусом простого герпеса или ВИЧ). Тяжелые роды (недостаток кислорода, длительная гипоксия у ребенка, преждевременные роды, многоплодные роды). Состояние новорожденного ребенка (врожденный гипотиреоз, родовая травма головы, менингит, энцефалит). Недостаток витаминов и микроэлементов в детском возрасте. Психосоциальные факторы (неблагоприятные условия проживания и воспитания, эмоциональная холодность матери, разлука с матерью и т. д.).

Стадии и классификация расстройства

Все детские когнитивные нарушения принято делить на:

    Легкие нарушения. Снижение когнитивных функций не выражено и формально остается в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняется от нее незначительно. Как правило, не вызывает затруднений в повседневной жизни и не заметно окружающим. Умеренные когнитивные нарушения у ребенка. Наблюдается снижение интеллектуальных способностей по сравнению со среднестатистической возрастной нормой. Не приводит к существенным затруднениям в повседневной жизни, но заметно окружающим. Тяжелые нарушения. Характеризуются существенным снижением когнитивных способностей, возникновением затруднений в различных видах деятельности, частичной или полной утратой навыков самообслуживания.

Современная классификация когнитивных нарушений основана на степени тяжести. Когнитивные нарушения у детей можно разделить на тяжелые, умеренные и легкие. К тяжелым когнитивным нарушениям относятся: умственная отсталость, олигофрения и деменция. В их основе, как правило, лежат генетические нарушения и пороки развития головного мозга. Перинатальные заболевания центральной нервной системы и физическая патология практически всегда сопровождаются легкими или умеренными когнитивными нарушениями. При неврологических заболеваниях с когнитивными нарушениями (эпилепсия, ДЦП, черепно-мозговая травма, нейроинфекция) выраженность когнитивных нарушений различна и зависит от формы основного заболевания, степени поражения мозга, возраста начала заболевания и эффективности лечения психотропными препаратами.

У детей, чаще мальчиков, также существует ряд неврологических заболеваний, характеризующихся легкими когнитивными нарушениями и сопровождающимися трудностями в обучении, поведении. К ним относятся синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), задержка языкового и психического развития, дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), трудности счета и ухудшение памяти.

В настоящее время легкие когнитивные расстройства включены в МКБ-10 как:

    Органическое легкое когнитивное расстройство. Нарушение экспрессивной речи. Расстройство рецептивной речи. Задержка языкового развития вследствие социальной депривации. Специфическое расстройство орфографии (нарушение способности к правописанию). Специфическое нарушение чтения (дислексия). Специфическое нарушение арифметических способностей (акалькулия). Смешанное нарушение обучаемости. Нарушение активности и внимания (СДВГ). Гиперкинетическое расстройство поведения.

Осложнения

К основным неблагоприятным последствиям когнитивных нарушений у подростков и детей относятся:

    отставание в развитии от сверстников; проблемы с усвоением учебного материала, плохая успеваемость в школе; трудности с выполнением обязательств; вспышки агрессии, перепады настроения, непослушание; проблемы с коммуникацией, конфликты со сверстниками, социальная дезадаптация; прогрессирование заболевания от легкой степени к тяжелой (при отсутствии терапии), сопровождающейся нарушением бытового функционирования; депрессия, тревожные расстройства.

Родителям следует обращать внимание на появление у детей признаков когнитивных расстройств с самого раннего возраста. Если малыш отстает в развитии от своих сверстников, поздно начал ходить, говорить, не проявляет интерес к детским играм, общению с другими детьми, стоит проконсультироваться со специалистом в области детской психиатрии.

Лучше не откладывать визит к врачу, так как со временем дефицит когнитивных функций у ребенка будет проявляться более выраженно (в особенности при поступлении в детский сад или школу).

На сегодняшний день разработано достаточно эффективных методик, позволяющих скорректировать когнитивные нарушения у детей. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.

Диагностика

Диагностика когнитивных нарушений у детей — сложный процесс, требующий совместной работы психологов, психиатров, неврологов и других специалистов. Он предполагает использование различных методов и инструментов для выявления и оценки нарушений когнитивного функционирования.

    Клиническая оценка. Клинические методы диагностики включают в себя опрос ребенка и его родителей, сбор анамнеза и истории болезни, наблюдение за поведением и реакциями ребенка, проведение специальных тестов. В ходе бесед и наблюдений врач может получить достаточную информацию о характере и интенсивности симптомов, влиянии расстройства на учебу и повседневное функционирование. Нейропсихологическое тестирование. Нейропсихологические тесты полезны для диагностики когнитивных расстройств у детей и подростков. С помощью них можно оценить работу различных отделов головного мозга, связанных с когнитивными процессами. Такие тесты включают задания на зрительное восприятие, моторную координацию, пространственное мышление. Психологическое тестирование. Представляет собой специализированную диагностическую процедуру, позволяющую получить и систематизировать данные об интеллектуальных способностях ребенка. С помощью таких тестов можно оценить различные аспекты когнитивного функционирования, память, мышление, речь, внимание и т. д.

Лечение

Лечение когнитивных расстройств у детей основывается не только на клиническом подходе, но и на сотрудничестве с родителями, педагогами, социальными работниками, логопедами, дефектологами и другими специалистами.

Основными методами терапии когнитивно поведенческих расстройств у детей являются:

    Фармакотерапия. Назначаются препараты, улучшающие когнитивные функции и корректирующие основные симптомы расстройства. К ним относятся ноотропы (например, пирацетам, пиритинол и др.). Психотерапия. Проводятся регулярные беседы с психологом или психотерапевтом, помогающие научиться управлять своими эмоциями, мыслями и поведением. Образовательные методы, включающие адаптацию к школьной программе или использование специализированных методов обучения для улучшения когнитивного развития ребенка. Поведенческие и родительские принципы. Используются система вознаграждений и поощрений для стимулирования позитивных когнитивных процессов.

Важной частью лечения является также создание благоприятной домашней и школьной среды, в которой ребенок или подросток чувствует поддержку и принятие.

Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.

Https://rehabfamily. com/articles/otsutstvie-kontsentratsii/

Https://meduniver. com/Medical/Neurology/rasseyannost-vnimaniya-i-zabyvchivost. html

Https://rehabfamily. com/articles/kognitivnye-narusheniya-u-detey/

Добавить комментарий