Нарушения письменной речи этиология патогенез
«Этиология дисграфии»
Статья по логопедии
Существует много научных толкований относительно происхождения дисграфии, что говорит о сложности данной проблемы. Изучение этиологии этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного обучения вызвавшие расстройство факторы заслоняются новыми, гораздо более серьезными вновь возникшими проблемами. Так утверждает И. Н. Садовникова и выделяет следующие причины, вызывающие дисграфию:
- Задержка в формировании важных для письма функциональных систем, обусловленная вредными воздействиями или наследственной, генетической предрасположенностью, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе; Нарушение устной речи органического генеза;
-Трудности становления у ребенка функциональной ассиметрии полушарий;
-Задержка в осознании ребенка схемы тела;
-Нарушение восприятия пространства и времени, а также анализа и
Воспроизведения пространственной и временной последовательности.
Наиболее подробно причины возникновения у детей нарушений письменной речи проанализированы А. Н. Корневым. В этиологии расстройств письменной речи автор выделяет три группы явлений:
Первая группа — это конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственников. Вторая группа — это энцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периоды пре-, пере — и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенеза чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействие патологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степени затрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводит к отклонениям в развитии мозговых систем. Неравномерность развития мозговых структур отрицательно сказывается на формировании функциональных систем психики.
Согласно данным нейропсихологии, исследованиям Т. В. Ахутиной и Л. С. Цветковой, функциональная несформированность лобных отделов мозга и недостаточность нейродинамического компонента — психической деятельности могут проявляться в нарушении организации письма (неустойчивость внимания, неудержание программы, недостаточность самоконтроля).
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности — посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях). Так и зеркальное письмо зачастую бывают характерной особенностью левшей.
С патогенезом нарушений письменной речи А. Н. Корнев связывает три варианта дезонтогенеза:
-задержка развития психических функций;
-неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
-парциальное недоразвитие ряда психических функций.
3.Третья группа причин, обусловливающих возникновения дисграфии — неблагоприятные социальные и средовые факторы. К таким факторам относят:
-несоответствие фактической зрелости с началом обучения грамоте;
-не соотнесенные с возможностями ребенка объем и уровень требований в отношении грамотности;
-несоответствие методов и темпов обучения индивидуальным особенностям ребенка.
Таким образом, трудности в овладении письмом, возникают в основном как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, возникающих на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям. Нарушение письменной речи чаще становится очевидным ко второму классу. Иногда дисграфия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия и дисграфия встречаются у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дисграфией.
В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно — методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко — слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю — логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 — 4 видов дисграфии сразу. Реб.

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/.
Статья «Этиология и механизмы дисграфии»
Этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, т. к. факторы, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступления в школу могут отойти на второ.
Этиология и механизмы дисграфии.
Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действующих в различные периоды развити.

Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями речи различной этиологии.
Арт-технологии применяются для развития коммуникативных навыков.
Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.
Https://www. defectologiya. pro/zhurnal/narusheniya_pismennoj_rechi_u_detej_(ponyatie,_etiologiya,_rasprostranennost_disgrafii)/
Https://probolezny. ru/disgrafiya/
Https://www. krasotaimedicina. ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia
Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2019/06/25/etiologiya-disgrafii
Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/05/21/statya-etiologiya-i-mehanizmy-disgrafii