Здоровье Общая информация Какие диагнозы относятся к овз

Какие диагнозы относятся к овз

Какие диагнозы относятся к овз

Какие заболевания входят в ОВЗ

thumb_71_847_480_0_0_crop

ОВЗ – аббревиатура, которая расшифровывается как: ограниченные возможности здоровья. Речь идет в первую очередь об ограничениях, которые ощутимо затрудняют коммуникацию и социальную адаптацию человека.

Необходимость в получении статуса ОВЗ возникает преимущественно в детском возрасте. Связано это с тем, что данный статус позволяет определить формы и объем образовательных программ. То есть он требуется только в том случае, если ребенок испытывает серьезные трудности с усвоением материала, с самим процессом обучения, если он не может учиться наравне с остальными детьми по общепринятым программам.

kids-5017863_1920

Какие заболевания относятся к ОВЗ

Самого по себе списка таких заболеваний не существует. Нет определенного списка диагнозов, при которых гарантированно ребенка признают ограниченным по возможностям здоровья. И при присвоении статуса ОВЗ прежде всего оценивается не то, чем ребенок болеет, а насколько трудно ему дается процесс обучения, усвоения информации и обратной коммуникации.

Но существуют определенные группы заболеваний, при которых получение ОВЗ наиболее вероятно. Это – заболевания:

• связанные с отсталостью умственного развития, а также состояния, вызванные расстройством аутистического спектра

• сопровождающиеся нарушением слуха или зрения

• связанные с задержкой психического развития, речевыми или поведенческими отклонениями

• связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

wheelchair-538138_1920

Категории детей с ОВЗ

Дополнительно прояснить вопрос «При каких заболеваниях дают статус ОВЗ?» поможет список категорий детей с такими ограничениями:

• дети с нарушением зрения – незрячие, слабовидящие, со сниженной остротой зрения (амблиопией), с косоглазием.

• с нарушением слуха – глухие и слабослышащие

• с задержкой психического развития

• с нарушениями речи – с алалией (отсутствием речи), афазией (расстройством ранее нормальной речи), дизартрией или ринолалией (нарушением произношения)

• с расстройством аутистического спектра – с синдромом Каннера (классический аутизм), синдромом Аспергера, атипичным аутизмом

• с умственной отсталостью – чаще всего с олигофренией

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, параличи, парезы конечностей)

• с комплексными нарушениями.

Присвоением статуса ОВЗ занимается специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Попасть на нее можно либо по инициативе самих родителей, либо по направлению учебного или медицинского учреждения.

Дети с ОВЗ: информация, помощь, рекомендации

rebyonok-s-ovz

К детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относят детей, имеющих установленную инвалидность, а также какие-либо нарушения психического или физического развития: как постоянного, так и временного характера. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, ЗПР, аутизм и т. п. Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.

Нарушения зрения

В зависимости от степени имеющейся патологии зрения можно выделить:

    Невидящих детей, которые почти не способны пользоваться зрением в своей деятельности (острота зрения в очках до 4%); Слабовидящих детей (острота зрения в очках 5-40%); Детей с пониженным зрением (острота зрения при ношении очков 50-80%).

Нарушения слуха

К ограничению возможностей здоровья у ребенка могут приводить стойкие двусторонние нарушения, связанные с развитием слуховой функции:

    Тугоухость, влекущая за собой значительное затруднение устного речевого общения; Глухота, делающая его полностью невозможным.

Под тугоухостью при этом понимается стойкое снижение слуха, степень которого может быть различной: от небольших затруднений при восприятии слов, произносимых шепотом, до серьезных ограничений в восприятии речи средней громкости. Дети с тугоухостью считаются слабослышащими. В свою очередь, глухие дети имеют более глубокие нарушения слуховой функции, являющиеся, как правило, врожденными или приобретенными в младенчестве.

Речевые нарушения

Что касается речевых патологий, то здесь возможны психофизические отклонения различной степени, приводящие к Нарушению коммуникативной и познавательной речевых функций. Иными словами, из-за имеющихся отклонений ребенок не может использовать речь для общения с окружающими и для познания внешнего мира.

При этом такие дети имеют нормальный слух и зрение, являются интеллектуально сохранными. Этим они отличаются от малышей с речевыми нарушениями при олигофрении и ЗПР, а также от детей с патологиями зрительной, слуховой систем и т. п.

ЗПР

Аббревиатура «ЗПР» расшифровывается как «Задержка психического развития». Это довольно распространенный среди детей психолого-педагогический диагноз. Обычно он ставится ребятам, имеющим следующие особенности:

    замедленный темп психического развития; незрелость волевой и эмоциональной сфер; интеллектуальная недостаточность, степень которой не является основанием для констатации умственной отсталости.

Степень выраженности перечисленных нарушений при ЗПР может сильно варьировать. Довольно часто ЗПР у ребенка сопровождается различными нервно-психическими патологиями, включая невротические, неврозоподобные, астенические и церебрастенические расстройства, препятствующие нормальной интеллектуальной деятельности малыша.

Умственная отсталость

Диагноз «Умственная отсталость» ставится детям, которые имеют стойкие, необратимые нарушения в развитии психики (преимущественно в интеллектуальной сфере).

В большинстве случаев эти нарушения формируются еще в раннем возрасте или в период нахождения в материнской утробе. Связаны они обычно с органической недостаточностью нервной системы.

Патологии опорно-двигательной системы

К детям с ОВЗ также относят ребят, имеющих различные патологии двигательной функции. Например:

    нарушения координации движений; искажение двигательного темпа; ограничение подвижности и т. д.

Подобные нарушения существенно затрудняют осуществление ребенком двигательных актов или делают их полностью невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т. п.).

Помощь детям с ОВЗ

Статистика показывает, что компенсация нарушений у детей с ОВЗ напрямую зависит от того, как рано была начата целенаправленная коррекционная работа с ребенком.

Благодаря тому, что детская нервная система является довольно пластичной и гибко реагирующей на внешние воздействия, своевременная диагностика и коррекция нарушений может привести к значительным результатам. Основные усилия родителей и специалистов при этом направляются на создание оптимальных условий для психического развития малыша и его социальной адаптации.

Рекомендации для родителей

Родителям, которые воспитывают детей с ОВЗ, важно помнить, что развитие и обучение таких малышей требует регулярных занятий, которые рекомендуется начинать как можно раньше.

Так, например, при наличии у ребенка речевых нарушений, важно помнить, что развитие речи — это сложный процесс, разворачивающийся постепенно и иногда сопровождающийся различными нарушениями. Овладевая речью, ребенок многое перенимает у близких ему людей. Поэтому, взаимодействуя с малышом, старайтесь разговаривать с ним «лицом к лицу». Следите за тем, чтобы ваша собственная речь была четкой, простой, емкой и лаконичной. Это позволит ребенку научиться правильной координации своих речевых органов. Избегайте сложных грамматических конструкций, трудно усваиваемых детьми.

Чтобы вовлечь малыша в процесс овладения речью, поощряйте его инициативу. Просто следуйте за ним: называйте предметы, на которые он смотрит или которые берет в руки. Постоянно озвучивайте то, что делаете сами, для чего и зачем.

Для развития способности звукоразличения полезными окажутся игры по типу «Угадай, что прозвучало», «Кто так говорит?» и т. д. Чтобы улучшить артикуляцию, обучите ребенка гимнастике для языка.

Не менее важна и стимуляция пальцев рук. Все дело в том, что зоны коры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, располагаются в непосредственной близости друг к другу. Таким образом, стимуляция одной зоны ведет к активации другой. Для этой цели можно перебирать крупу, лепить, нанизывать бусины на веревку, вкладывать формы в прорези и т. д.

Занятия с ребенком будет гораздо более эффективными, если они протекают в интересной для него деятельности: в играх, повседневных занятиях и т. д. Более старшим детям рекомендуется больше читать, рассказывать наизусть, петь, разыгрывать спектакли.

В целом же, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны взрослых. Не следует быть с ними слишком строгими и требовать от них невозможного. Относитесь с пониманием к ограничениям ребенка, но при этом старайтесь сделать все необходимое для того, чтобы компенсировать имеющиеся нарушения.

Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.

Https://www. defectologiya. pro/zhurnal/rebenok_s_ogranichennyimi_vozmozhnostyami_zdorovya_chto_podrazumevaet_etot_status/

Https://blizkiedrugie. ru/materials/kakie-zabolevaniya-vkhodyat-v-ovz

Https://mark-med. ru/stati/deti-s-ovz-informatsiya-pomosch-rekomendatsii/

Https://nadpo. ru/academy/blog/osobennosti-detey-s-ovz/

Https://www. defectologiya. pro/zhurnal/deti_s_ovz_v_obrazovanii,_ix_osobennosti,_shkala_ogranichenij,_klassifikacziya/

Добавить комментарий