Если ребенок не выговаривает букву р какой диагноз
Дислалия у детей
Дислалия у детей – расстройство речи, которое характеризуется неправильным воспроизведением отдельных звуков во время разговора при отсутствии проблем со слухом или иннервацией артикуляционного аппарата. При таком нарушении ребенок постоянно меняет, искажает, смешивает или совсем пропускает одни и те же определенные звуки.
Нарушения воспроизведения звуков считается наиболее распространенной проблемой в логопедии. Поставленный диагноз «дислалия» не значит, что у ребенка имеются патологии центральной нервной системы или психические заболевания, чаще всего это расстройство связано с особенностями строения носоглотки, аномалиями развития полости рта и речевого аппарата.
Дислалия у детей дошкольного и младшего школьного возраста препятствует нормальному обучению и при отсутствии должной терапии в дальнейшем способна привести к стойкой дисграфии (расстройству письменной речи) и дислексии (расстройству чтения).
Причины возникновения дислалии у малышей
Специалисты выделяют механические и функциональные факторы, способствующие развитию заболевания. К механическим относятся органические нарушения артикуляционного аппарата. В их число входят:
- укороченная уздечка языка или верхней губы; слишком массивный или маленький язык; утолщенные, малоподвижные губы; аномалии развития губ; патологии зубочелюстного аппарата (аномальный прикус, уплощенное небо, диастема, мелкие и/или разреженные зубы).
Механические причины могут быть как врожденными, когда патология обусловлена индивидуальными особенностями развития организма, так и приобретенными в результате перенесенных инфекционных заболеваний или травм лица и головы.
Функциональные факторы обусловлены негативными социальными и биологическими обстоятельствами, при этом нарушений со стороны артикуляционного аппарата не наблюдается. К функциональным биологическим причинам дислалии у детей относятся:
- общее физическое истощение организма вследствие длительных заболеваний, тяжелого протекания инфекционных патологий, дефицита физического развития; минимальная мозговая дисфункция, когда у ребенка имеется комплекс психоэмоциональных нарушений (задержка психического развития, СДВГ, социальная дезадаптация); несформированность фонематического слуха.
Социальными предпосылками становятся:
- билингвизм, когда в ближайшем окружении малыша говорят на двух или более разных языках; косноязычие родителей и близких родственников, которому ребенок начинает подражать; постоянное сюсюканье с малышами; недостаток живого речевого общения; педагогическая запущенность.
Нередко признаки дислалии появляются у детей, родители которых говорят быстро, неразборчиво, проглатывая окончания и другие части слова, используя различные сокращения и сленговые обозначения. Специалисты настоятельно рекомендуют общаться с малышами просто, но доходчиво, употребляя полные формы слов без искажения.
Классификация
С учетом основных причин возникновения логопеды-дефектологи выделяют у детей механическую дислалию, когда нарушения вызваны аномалиями артикуляционного аппарата, и функциональную дислалию, что связано с социальными факторами или нейродинамическими сдвигами. В свою очередь функциональная форма патологии подразделяется на три подвида:
- моторную дислалию, когда у детей из-за нейродинамических нарушений язык с губами двигаются и работают неправильно, что отражается на качестве произношения звуков; сенсорную дислалию, когда из-за проблем со слуховым восприятием ребенок неточно слышит звуки, с трудом различая схожие по звучанию фонемы, и переносит это на разговорную или письменную речь; сенсомоторную дислалию, когда имеется комплекс нарушений со стороны нейродинамических процессов и сенсорного восприятия.
Каждый фонетический дефект имеет свое специфическое название. Например, трудности с выговариваем буквы «Р» именуются ротацизмом, а проблемы с произношением твердой или мягкой «Л» называются ламбдацизмом. В случае, когда у детей наблюдаются нарушения произношения сразу нескольких звуков, специалисты говорят о сложной комбинированной дислалии.
Симптомы
Речь ребенка с дислалией сопровождается разнообразными пропусками, заменами букв, искажением и реже смешением звуков. Родителей должны насторожить следующие признаки:
- полное выпадение определенных букв из начала, середины или конца слова; замена одного звука другим, схожим фонетически или по принципу «твердый-мягкий», «звонкий-глухой»; употребление правильно произносимых букв, но не к месту; использование правильных звуков, но с искаженным произношением, например, межзубные «з» и «с», велярное произнесение буквы «р».
Характерное отличие этой патологии от других речевых нарушений – достаточно развитая лексико-грамматическая база. Дети с симптомами дислалии знают, что такое правила русского языка, успешно ими пользуются, правильно употребляют склонения, падежи, окончания, имеют обширный словарный запас и не испытывают трудностей с чтением. Ребята с расстройством звукопроизношения общаются вполне грамотно построенными распространенными предложениями, связно отвечают на вопросы, способны воспроизводить письменную речь без ошибок.
Диагностика
Обследование детей с дислалией начинают с подробного выяснения особенностей протекания беременности у матери и первых лет жизни малыша. Большое значение в диагностике имеет анамнез: как протекали роды, как рано ребенка начали обучать буквам, какие он перенес заболевания, имелись ли аналогичные проблемы у ближайших родственников – все это помогает специалистам точно определить причину патологии и подобрать соответствующую терапию.
Кроме общего психолого-логопедического осмотра и специфических упражнений на звуковое подражание проводят оценку:
- психомоторного развития; работы органов зрения и слуха; строения и подвижности артикуляционного аппарата; состояния опорно-двигательного и зубочелюстного аппарата.
В некоторых случаях может понадобиться консультация неврологов, ЛОР-врачей, стоматологов-хирургов и ортодонтов.
Если ребенок не выговаривает букву р какой диагноз
Дефекты произношения у детей. Что делать, если ребенок не выговаривает букву «Р»?
При нормальном Развитии ребенок пробует произносить отдельные слоги и предложения в 1-1,5 года, но в это время ему еще рано разговаривать. Именно в этом возрасте нужно обращать особое внимание на то, не путает ли ваш ребенок буквы или нет или у него дефектов в произношении.
Детей, которые начинают разговаривать, произнося все слова правильно, не так много. Самая трудная для детей раннего возраста — это, безусловно, произношение буквы «Р». Родителям необходимо знать, что часто неправильная форма языка и короткая уздечка маленького языка, неразвитые мышцы вокруг рта вызывают трудности у ребенка в произношении отдельных букв и звуков. На произношение иногда оказывает влияние положение зубов. В любом из этих случаев, необходимо обратится к стоматологу. Возможно, для исправления дефекта речи понадобится хирургическое вмешательство. А если у ребенка зубы растут криво, то будет необходимо носить в течение некоторого времени специальный корректирующий аппарат. Если вовремя не устранить причины и не начать исправлять произношение, то картавость часто сохраняется и в зрелом возрасте.
В любом случае, если родители Заметили отклонения в речи у ребенка старше 5-6 лет, то необходимо обратиться на консультацию к логопеду. Очень важно сначала определить, по какой причине ребенок не выговаривает букву «Р». Ведь дети произносят букву «Р» самыми разными способами. Одни из них заменяют букву «Р» на букву «Л», при этом они глотают ее на окончаниях реже, чем в середине слова. А другие дети произносят букву «Р» при помощи гортани. Такое произношение должно беспокоить родителей, так как причиной неверного произношения в этом случае может быть слабое развитие дыхания или артикуляционного аппарата.
Очень редко Нарушения произношения букв и звуков бывает связано с серьезными отклонениями, связанными с поражением коры головного мозга. Эти нарушения необходимо выявлять как можно раньше, поэтому врачи рекомендуют обратиться к логопеду сразу, как только заметили, что ваш ребенок картавит.
Если логопед не Выявил у вашего ребенка никаких проблем, то трудности в произношении буквы «Р» скорее всего, связано со слабым развитием мышц артикуляционного аппарата, что можно исправить самостоятельно, регулярно выполняя простые упражнения для тренировки язычка:
Первое упражнение. Родитель показывает ребенку, как заводить мотор во рту. Для этого чистый большой пальчик руки ребенок кладет под язык, а затем начинает двигать вращательные движения вправо и влево.
Второе упражнение. Родитель играет с ребенком в «чистим зубки языком». Для этого ребенок должен растянуть губы в импровизированной улыбке, и «чистить» кончиком языка заднюю поверхность верхних зубов. Следите за тем, чтобы при этом он не двигал нижней челюстью.
Третье упражнение. Вместе с ребенком родитель цокает языком, изображая топот копыт лошади, или показывает, как лакает молоко кошка.
Четвертое упражнение. Родитель вместе с ребенком тренируется в том, кто больше высунет язык. Но следует объяснить ребенку, что таким образом дразнить других людей некрасиво.
Кроме Регулярных упражнений, чтобы научиться ставить язычок, необходимо тренироваться на других звуках. Например, регулярно произносите длительные «д» и «з» широко растянув губы. Когда у ребенка начнут получаться первые правильные буквы «Р», то нужно постоянно репетировать их в разных сочетаниях и слогах. Пусть ребенок пробует выговорить букву «Р» в слоге «тр, др», затем — «ра, ро». В качестве примеров попросите произносить слова, например: трамвай, другие, работа, ромашка. Так постепенно малыш освоит технику правильной речи. А когда он полностью разучит букву «Р» нужно приступить к закреплению результатов. Попросите ребенка чаще рычать, как тигр, правильно ставя язык во время произношения. Многие дети любят читать скорого-ворки, демонстрируя свое мастерство. Например: «На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора».
Главное, чтобы обучение Произношения буквы «Р» происходило в форме интересной игры, не заставляя родителями. Без желания ребенка все тренировки могут быть безрезультатными.
— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»
Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.
Https://www. smdoctor. ru/disease/dislaliya/
Https://meduniver. com/Medical/profilaktika/proiznoshenie_bukvi_r_detmi. html