Здоровье Диагнозы Какие диагнозы может ставить логопед

Какие диагнозы может ставить логопед

Какие диагнозы может ставить логопед

Какие диагнозы может ставить логопед

Для того чтобы не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с логопедическими проблемами, родителям и педагогам нужно ориентироваться в многообразии этих нарушений. Для начала решения всех этих проблем существует ориентир: чем раньше начнется коррекционная работа, тем проще и быстрее удастся приблизиться к желаемым результатам. Какие логопедические проблемы могут быть у детей, как их выявить и устранить?

Дислалия

Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:

    у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту; он правильно строит фразы и предложения; слова согласованы по родам, числам и падежам.

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

    неразвитая связная речь; нарушение произношения и дифференциации звуков; словарный запас беден и не соответствует возрасту; словообразование и словоизменение затруднены.

При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.

    В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов. Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой. Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Алалия

Это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:

    Моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести; Сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.

Дизартрия

При этой логопедической проблеме у детей нарушена иннервация речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдает и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.

Ринолалия

В результате анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.

Нарушения темпа и ритма речи

Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:

    Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений; Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно); Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера; Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.

Нарушения чтения и письма

Эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы

    Дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону. Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.

При появлении симптомов логопедических проблем у детей необходима консультация логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога.

Логопедические шифровки
Консультация по логопедии

Потому что в младших группах детского сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов речи (речеслухового и

Речедвигательного анализаторов) и когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, самостоятельно изживаются.

Обследование устной речи детей логопед в детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль коррекционной работы.

— Вот Вам тут логопед направление оставил…

А это уже слова воспитателя, передающего родителям маленький листочек, на котором в графе диагноз…

Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.

    Что с моим ребенком? Почему они не пишут по-человечески? Куда с этим кошмаром бежать?

Без паники!

На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак… Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду: ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

    в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных

Чаще всего нарушаются:

свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные;

Мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит?

Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие ряда причин, оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами).

Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной

Позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

    трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФН:

    Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка»,

«сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».

    Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например,

Ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове), но в

Речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связнаой речи – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

    Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам; Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена; Экспрессивная речь отстаѐт от импрессивной, то есть ребѐнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Детям с ОНР логопед рекомендует перевестись в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного

Общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. Поэтому не надо ничего бояться, а необходимо сходить по направлению логопеда на Психолого-Медико-Педагогическую комиссию, специалисты которой определят уровень недоразвития речи Вашего ребенка и дадут рекомендации по ее оптимальному улучшению.

И тогда родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно будет спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…

Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.

Https://www. defectologiya. pro/zhurnal/logopedicheskie_problemyi_detej_obzor/

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/logopediya/2022/04/15/logopedicheskie-shifrovki

Добавить комментарий