Какие диагнозы ставит невролог детям до года
Неврологические патологии первого года жизни
Неврологические проблемы у детей первого года жизни – довольно частое явление. Виной тому – плохая экология, стрессы и психологическое напряжение матери во время беременности, нерациональное питание. По данным статистики неврологические нарушения у детей до года наблюдаются в 80 % случаев.
Причины развития неврологических патологий могут быть следующие:
- наследственность; нехватка кислорода в период внутриутробного развития; тяжелый токсикоз женщины во время беременности; сложные роды.
Динамика раннего развития ребенка может стать чувствительным индикатором состояния его здоровья и требует постоянного наблюдения. Родителям необходимо знать этапы развития ребенка до года:
- 0-3 месяца: ребенок учится поднимать и держать голову, поднимается на предплечья, фокусирует взгляд и следит за движущимися предметами, улыбается, переворачивается на бок и на живот, издает звуки, делает попытки ловить предметы, откликается на голод и физический дискомфорт плачем, реагирует на голос матери;
3-6 месяцев: ребенок встает на четвереньки и делает попытки ползти, учится сидеть, уверенно хватает игрушки, произносит отдельные слоги;
6-9 месяцев: малыш уверенно сидит, встает, держась за опору, берет мелкие предметы, понимает некоторые слова, пьет из чашки без помощи взрослых, четко различает близких и чужих, произносит первые слова;
9-12 месяцев: ребенок начинает ходить, имеет в активном запасе около 10 слов, а в пассивном – 40, выделяет любимые игрушки, выполняет несложные задания.
Эти этапы развития малыша должны быть ориентиром для родителей, но порой бывает крайне сложно самостоятельно отличить норму от патологии. Поэтому наиболее разумный вариант действий – наблюдение и консультация у детского невролога каждые три месяца.
Тревожными симптомами для немедленного обращения к врачу могут стать:
- гипервозбудимость; тремор конечностей и подбородка; обильное и частое срыгивание; напряженность мышц; периодические судороги; мраморность кожных покровов; часто влажные и холодные руки и ноги; метеозависимость; нарушения сна.
Такие нарушения могут свидетельствовать о наличии неврологических патологий ребенка и без своевременно оказанной помощи привести к серьезным проблемам в развитии центральной нервной системы. Они впоследствии могут проявиться в виде:
- нарушения развития речи и памяти; задержка психоэмоционального развития; гиперактивность; сложности с концентрацией внимания; энурез (недержание мочи).
Для выявления неврологических проблем у ребенка детский невролог изучает, как протекала беременность и роды, назначает необходимые исследования, на основании которых ставится точный диагноз и назначается лечение. Чем раньше обнаружена проблема, тем легче с ней справиться.
Родителям следует знать, что в первые годы жизни продолжается формирование структур головного мозга, речи, памяти и интеллекта. Поэтому так важна своевременная диагностика. Только квалифицированный специалист может вовремя обнаружить даже легкие нарушения и назначить эффективное лечение. Не пренебрегайте профилактическими осмотрами каждые три месяца. Внимательное отношение к здоровью ребенка – залог его счастливого будущего.
Неврологические диагнозы детей раннего возраста и страхи родителей
После рождения малыша у родителей возникает много хлопот, и неопытные мамы и папы переживают по причине появления в карте ребёнка различных диагнозов, состоящих из аббревиатур, загадочных и пугающих. Дети еще совсем крохотные, и любые отклонения в состоянии их здоровья, особенно, если это головной мозг, могут в дальнейшем обернуться серьезными нарушениями развития малыша — физического или психического. Но так ли опасны диагнозы и страшные буквы в карте?
Чем полезна минеральная вода во время беременности?
Переживания родителей: реальные и надуманные
Особенно волнуют родителей диагнозы, касающиеся состояния детского мозга и нервной системы, выставленные практически сразу после родов. Если врач говорит о том, что с нервной системой не все в порядке, родители могут переживать серьезный эмоциональный стресс. Каким же образом едва родившийся на свет ребёнок имеет неврологические диагнозы и проблемы функционирования мозга — виноваты в подобном родители, врачебное ли это упущение или врожденное отклонение? Самым частым диагнозом у детей является ПЭП — расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. Что это за загадочное состояние, родители не знают, но само название «болезни» угрожающе и пугающе звучит. Чем оно может грозить ребёнку, как может сказаться на его будущем, может ли отразиться на психическом или физическом развитии малыша? Разберем данную проблему подробнее.
Мозг ребёнка: какие диагнозы возможны?
Важно указать тот факт, что вся нервная система ребёнка, а также как спинной, так и головной мозг, механизмы работы всех отделов нервной системы и возникновение разного рода неврологических заболеваний, изучено на сегодня в медицине еще недостаточно. В детской неврологии еще много вопросов и далеко не все ответы на них врачи точно знают. Мозг ребёнка к его рождению еще функционально незрелый, развитие малыша и его нервной системы активно продолжается в первые годы жизни. О правильной работе нервной системы в нормальных условиях и при патологиях иногда толком не могут сказать большинство из практикующих детских неврологов, а уж участковые педиатры и неонатологи, врачи других профилей и подавно. Зачастую, с целью перестраховки, либо частичного снятия со своей персоны ответственности за дальнейшие заболевания и их возможное развитие, которые могут быть пропущены, врачи ставят избыточные диагнозы. При этом все симптомы и отклонения относят к вариантам вполне нормального развития мозга и становления его функциональности.
Новорожденные дети и «мода» на диагнозы
Сегодня врачи по набору определенных симптомов и проявлений ввели некую «моду» в постановке диагнозов детям, выписываемым из родильного дома и наблюдаемым в дальнейшем на участке. Таким образом, в историях болезни возникают комбинации из разных букв, которые страшно пугают и волнуют родителей, но, по сути, ни о какой особой опасности не говорят. Очень часто в будущем становится понятно, что подобная практика являлась «перестраховкой». Дети на фоне подобных «диагнозов» развиваются вполне по срокам и не имеют проблем. Однако, часть диагнозов может со временем и подтвердиться, и таким деткам вовсе не лишним будет соблюдение общих рекомендаций в виде раннего плавания, лечебной физкультуры. Если патологические симптомы не исчезнут, а напротив, будут дополняться другими — это может послужить поводом для получения мнения другого компетентного специалиста-невролога.
Помимо этого, медицинская наука и техника не стоит на месте, происходит постоянное усовершенствование методик диагностики, в том числе и визуальной. В силу этого врачам становятся доступными такие данные о мозге и нервной системе, которые ранее, еще несколько десятков лет назад, были недоступны. И отсюда тоже начинает возникать гипердиагностика и разного рода диагнозы, которые у детей требуют еще детальных исследований и наблюдений многие годы, чтобы с точностью сказать — патология ли это или варианты развития малыша, соответствующие вполне здоровым детям. Подходы к диагнозам в детской неврологии меняются, на смену устаревшим диагнозам по типу ММД (что расшифровывают как минимальная мозговая дисфункция), который на сегодня признан несостоятельным, пришли новые — ПЭП, либо ГТП ЦНС (расшифровывая как гипоксически-травматическое повреждение ЦНС) или же СДВГ (переводится как синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Все эти наборы букв не просто устрашающие звуки, это реальные диагнозы, которые имеют дети в карточках практически в каждом втором (если не первом) случае.
Развитие малыша и аббревиатуры
Подобные «диагнозы» могут комбинироваться между собой, либо встречаются изолированно или в сочетании с другим «букетом» проблем, и могут приводить родителей к мысли — с развитием малыша может быть не все хорошо, и возможно, ему необходимо серьезное лечение. Это и понятно, при наличии нескольких строчек в графе «диагноз», даже без их подробной расшифровки, подобная информация кажется родителям, не имеющим медицинских знаний страшной проблемой. Они думают, что нарушено развитие малыша как физическое, так и психическое, и они будут растить детей-инвалидов, не способных двигаться и нормально жить, лежащих овощами и тяжело умственно отсталых. От такой перспективы кто хочешь, впадет в уныние. Но, стоит сразу предупредить — панику поднимать рано, равно, как и оценивать развитие малыша настолько в негативном ключе.
Ребёнок и его проблемы: что не относят к патологии
У ребёнка в раннем возрасте, сразу после рождения и в первые месяцы жизни нервная система еще незрелая, это вполне нормальное явление. В дальнейшем нервная система формируется и созревает еще некоторое время, ребёнок рождается с набором минимальных навыков, и постепенно обучает и совершенствует нервную систему, создает условные рефлексы и проходят определенные линии и этапы развития. Это отражает степень формирования и созревания нервной системы. Мозг ребёнка еще очень пластичен и формируется в процессе его послеродового роста и развития. Именно поэтому особые проявления, которые для более старших детей и взрослых означали бы однозначно патологию, для ребёнка периода новорожденности будут вариантом нормального процесса развития, и зачастую врачи об этих особенностях развития забывают.
Обычно самые сложные и серьезные диагнозы ребёнок получает после проведения такого современного скринингового метода как нейросонография (УЗИ мозга через большой родничок). При этом происходит визуальный осмотр и измерение основных структур мозга на экране аппарата с вынесением заключений по его строению. Важно заметить, что само по себе заключение врача УЗИ, которое получено по результатам исследования, поводом для выставления каких-либо диагнозов не является. Это дополнительный метод исследования, исключающий грубые пороки и патологии развития. Если обнаружено расширение каких-либо из желудочков, боковых рогов мозга или даже межполушарной щели, это совсем не повод для того, чтобы немедленно лечить ребёнка, особенно, если никаких жалоб и симптомов нет. Это всего лишь картинка УЗИ и данные заключения — это не лечат! Также не имеет под собой основания диагноз гиперактивности, это заключение может выдаваться детям не ранее пяти-семи лет, а новорожденные не могут быть гиперактивными. Не относят к патологии нервной системы нечастые и необильные срыгивания после кормлений — это нормальное явление для детей.
Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.
Https://www. k31.ru/baza-statey/nevrologicheskie-patologii-pervogo-goda-zhizni/
Https://medaboutme. ru/articles/nevrologicheskie_diagnozy_detey_rannego_vozrasta_i_strakhi_roditeley/