В каком возрасте ставят диагноз онр
Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Уровни речевого развития и их особенности
Первый уровень речевого развития
Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.
Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.
Второй уровень речевого развития
Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.
В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения состоят из 2–3 слов. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.
Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.
На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).
Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).
Третий уровень речевого развития
На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.
При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.
Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.
Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.
Четвертый уровень речевого развития
Нарушение развития речи проявляется в минимальной степени. Смысл фразы понятен, словарный запас достаточный. Для произношения типична вялая артикуляция, невыразительность речи, нечеткая дикция. Звуки иногда заменяются на похожие, некоторые из них искажаются, а также отмечаются ошибки в использовании падежей и суффиксов.
В связной речи дети испытывают затруднения в передаче логической последовательности, пропускают главные события. Затрудняются в составлении рассказа от третьего лица.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня речевого развития
Задачи логопеда:
- развивать понимание речи; формировать самостоятельную речь на основе подражания; учить двусоставным простым предложениям.
Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.
Развитие понимания речи (пассивная речь)
Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.
Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.
Обращайте особое внимание на умение различать:
- единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите); близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает); близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет); противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).
► Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.
Формирование самостоятельной речи
На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).
Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.
Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.
Https://niidpo. ru/blog/logopedicheskaya-rabota-s-detmi-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
Https://appkk. ru/info/blog/logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_onr/
Https://www. krasotaimedicina. ru/diseases/speech-disorder/onr-1
Https://www. krasotaimedicina. ru/diseases/speech-disorder/onr
Https://niidpo. ru/blog/obshchee-nedorazvitie-rechi-onr-prichiny-klassifikaciya-diagnostika