Здоровье Диагнозы Какие диагнозы имеет право ставить логопед

Какие диагнозы имеет право ставить логопед

Какие диагнозы имеет право ставить логопед

Особенности постановки логопедического диагноза в ДОУ
Консультация по логопедии (подготовительная группа)

Прежде всего диагностируется аспект: речевые проблемы связаны с нарушением иннервации или без нарушения иннервации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности постановки логопедического диагноза в условиях логопункта доу для определение направлений работы по индивидуальным маршрутам.

Согласно «Положению об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (г. Москва, 24.02.2000 г.):

— на логопедические занятия отбираются дети, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения (пояснительная записка Положения, п.4). Результатом работы учителя-логопеда является мониторинг коррекции речевого развития данной группы детей;

— дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психо-речевого развития (ЗПРР) должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта (пояснительная записка Положения, п.6).

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи 20-25 детей в течение года (раздел Положения «Распределение рабочего времени»).

В соответствии с рабочей программой учителя-логопеда, реализуемой в ДОУ, в начале учебного года учителем-логопедом проводится обследование у детей подготовительной к школе группы с целью выявления уровня сформированности навыка правильного произношения и подготовленности детей к обучению в школе. Результаты обследования являются основанием для зачисления детей на занятия в логопедическую группу.

Диагностика состоит из нескольких речевых проб для исследования состояния устной речи и состояния слухового внимания, а также зрительного восприятия, звукопроизношения. Диагностика включает в себя обследование фонематического восприятия звуков и элементарных навыков звукового анализа, обследование артикуляционного аппарата, обследование слоговой структуры, состояние словаря и словообразования, состояние грамматического строя речи, состояние связной речи. Обследование включало в себя состояние общей и мелкой моторики, умение ориентироваться в пространстве и во времени, задания на логическое мышление, уровень развития воображения.

Результаты выполнения заданий заносятся в индивидуальные речевые карты. На основании полученных данных составляются индивидуальные речевые маршруты, по которым, согласно составленному расписанию занятий, осуществляется коррекционно-образовательная деятельность в течение всего учебного года с внесением результатов исправления речи (мониторинга) каждый квартал.

Нарушения речи. Логопедические диагнозы.

Клинико-педагогическая классификация опирается в основном на медицинский аспект нарушения, ориентируясь на коррекцию дефекта речи, и идет от общего к частному. В данной классификации ведущая роль принадлежит психолингвистическим критериям.
Клиническим критериям отводится уточняющая роль в объяснении анатомо-физиологического механизма возникновения нарушения. Все виды нарушений клинико-педагогической классификацией подразделяются на 2 группы: нарушения устной и письменной речи.
Нарушения устной речи подразделяются на нарушения внешнего высказывания (или произносительной стороны речи) и нарушения внутреннего высказывания.

Рассмотрим эти нарушения подробнее.
1. Нарушения внешнего высказывания могут подразделяться на несколько подвидов:
♦ нарушения голосообразования;
♦ нарушения темпа и плавности речи;
♦ нарушения звукопроизношения;
♦ нарушения интонации.
Эти нарушения могут наблюдаться как самостоятельно, так и в совокупности.
Всем описанным патологическим состояниям были даны специфические термины.

1. Дисфония — отсутствие или расстройство функции вследствие патологических изменений голосового аппарата (Логопедия: Учебник для вузов/ Под ред. Л. С. Волковой. М., 1999. С. 61). При этом нарушении речи голос либо совсем отсутствует, либо происходят различные изменения и нарушения в силе, тембре голоса. Данные изменения обусловлены функциональными или органическими поражениями голосообразующего аппарата и могут возникнуть в любом возрастном этапе.

2. Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

3. Тахилалия — нарушение речи, при котором речь становится патологически быстрой. При этом сохраняются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Тахилалия может быть органической и функциональной.
Если при тахилалии происходят необоснованные запинки, паузы и т. п., то она носит название «полтерн».
Брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпа речи.

4. Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание может быть органическим и функциональным. Возникает обычно в критические периоды развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата. Существует и психолингвистический аспект данного нарушения: оно может происходить в результате нарушения различения и узнавания фонем родного языка, т. е. происходит дефект восприятия. Также он может происходить, если у ребенка не сформированы такие операции, как отбор реализации звуков. Тогда говорят о дефектах продуцирования. Если наблюдается какой-либо дефект в строении речевого аппарата, то нарушение носит органический характер, если нет — то функциональный. Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, а если была травмирующая ситуация — в любом возрасте.
Описанные выше дефекты имеют вид самостоятельного нарушения. Но существуют и такие, при которых нарушаются несколько звеньев сложного механизма высказывания. Среди них выделяют дизартрию и ринолалию.

6. Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.
Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но также может возникнуть в любом возрасте развития ребенка из-за перенесенных инфекций мозга. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

Вторая группа нарушений в устной речи — это нарушения внутреннего оформления высказывания. В ней выделяют 2 вида нарушений.
1. Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

2. Афазия — нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться различными средствами языка. Ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. При афазии вследствие травмы утрата уже сформированной речи. Это отличает афазию от алалии.

Следующий вид нарушений в этой классификации — нарушение письменной речи. В зависимости от того, какая форма речи нарушена (письмо или чтение), выделяют несколько типов нарушений.

1. Дисграфия — «частичное специфическое расстройство процессов письма» (Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996. С. 30). Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замен и пропуск букв.
Самая тяжелая форма дисграфии — аграфия, т. е. полная неспособность к овладению письмом.

2. Дислексия — нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушен сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у ребенка искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Нарушения письма и речи в основном выявляются при поступлении ребенка в школу и значительно затрудняют его обучение.
Дисграфию и дислексию следует отличать от дислексии и дисграфии, возникающих как вторичное проявление при афазиях, т. е. в этих случаях речь идет не о нарушениях речи, а об их утрате.

Таким образом, в современной логопедии выделяют 11 форм нарушений речи. Девять из них — это нарушения устной речи, возникающие на различных этапах ее порождения и реализации: дисфония, тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия и афазия; и 2 — нарушения письменной речи: дисграфия и дислалия. Стоит отметить, что в данную классификацию входят только те виды нарушений, для которых созданы специальные методики исправления. Внутри этих нарушений могут быть свои виды и подвиды, которые более подробно будут рассмотрены в следующих разделах.

Диагнозы логопеда

Супер-врач, который спас ребенка от третьего отита, как осложнение после болезни! Провела все исследования и анализы, которые необходимы. Сразу назначила лечение (и объяснила почему не надо делать то, что раньше). По результатам анализов назначила антибиотик, который сработал (до этого было все в пустую), и процедуры, на которые ездим в районую поликлинику. Врач из районной поликлиники очень хвалила назначения и рекомендации Ларисы Наилевны (сказала «вы попали к очень хорошему врачу»)

Хочу выразить огромную благодарность Луниной Анне Викторовне.
Анна Викторовна – большой профессионал! За столь короткий срок, смогла поставить дочери недостающие звуки и автоматизировать их в речи. Спасибо огромное!

Все материалы взяты из открытых источников. Не является руководством к самолечению. Рекомендуем обратиться к врачу.

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/logopediya/2015/12/01/logopedicheskie-diagnozy

Https://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-06082020-n-r-75-ob-utverzhdenii/

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/logopediya/2021/10/09/osobennosti-postanovki-logopedicheskogo-diagnoza-v-dou

Https://nsportal. ru/user/679773/page/narusheniya-rechi-logopedicheskie-diagnozy

Https://rebenok-clinic. ru/to-parents/diagnozy-kotorye-stavit-logoped/

Добавить комментарий